Города и области Казахстана
Воскресенье, 19.11.2017, 08:46
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Культура областей [14]Города Казахстана [15]
Административные центры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Города Казахстана

Тараз

Административный, промышленный и культурный центр Жамбылской области. Находится в 554 км к западу от г. Алматы, на автомагистрали Алматы - Ташкент, связан железной дорогой с городами Алматы, Шымкентом, Жанатасом, Ташкентом. Расположен на левом берегу р. Талас, в холмистой местности к северу от отрогов Тянь-Шаня - Кыргызского и Таласского Алатау. Численность населения 330,1 тыс. чел. (01.01.1999). Судя по археологическим данным, еще в первые века нашей эры на месте города существовало раннеземледельческое поселение. Первые письменные сведения о городе содержатся в византийских и китайских источниках VI – VII в.в., в которых он назывался Тараз, иногда по названию реки - Талас. В дошедших до нас средневековых документах конкретные сведения о точном местоположении Тараза, кроме р. Талас, протекающей через город, не упоминаются. Исследования IX - XX веков В.В. Бартольда, В.В Вельяминова-Зернова, П.П Семенова-Тян-Шанского, Ч.Ч. Валиханова, М. Картмера, археологические раскопки 1920-30-х М.Е. Массона и А.Н. Бернштама подтвердили бесспорность локализации средневекового Тараза на месте г. Аулие-аты. Археологические исследования 1950-70-х и последней четверти XX века дали обширный материал по формированию города в эпоху средневековья (Е.И. Агеева, Г.И. Пацевич, Т.Н. Сенигова, К.М. Байпаков, Л.Б. Ерзакович). За всю историю существования город не однажды менял название: Тараз, Янги-Тараз, с 1826-27 - Аулие-Ата, с 1936 - Мирзоян, с 1938 — Джамбул. 8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу возвращено его исконное название – Тараз. Тараз - один из древнейших городов на территории Казахстана, находился на древней караванной дороге «Шелковый путь», пересекавшей Таласскую долину и идущей из Византии и Ирана в Восточный Туркестан и Китай. Возникновению города способствовали исключительно благоприятные природно-экономические и географические условия - высокая земледельческая культура Таласской долины, близость горнорудной области по добыче серебра, торговые отношения в центре густонаселенного района на исторически сложившейся трассе караванных путей, пограничное положение с кочевой степью, местоположение на естественном возвышении, господствующем над окружающей местностью, вблизи удобного брода через реку. Наиболее древняя часть города, ныне территория центрального рынка, находится в историческом центре современного города, на левом, более высоком, берегу р. Талас и полностью скрыта существующей застройкой. Лишь кое-где прослеживаются следы контуров исторического ядра на участке, ограниченном улицам Толе би, Мирзояна, Казыбек би и Кылышбай акына (бывшая Баумана). Сложившаяся планировочная структура города формировалась в течение нескольких исторических этапов. Во II - IV веках на месте укрепления, окруженного глинобитными стенами, возник раннесредневековый город. В VII - VIII веках, до арабского завоевания, город состоял из укрепленных цитадели и шахристана, имел компактную, почти квадратную в плане форму, общей площадью около 14-15 га. Цитадель являлась самостоятельным фортификационным сооружением в оборонительной системе, целиком находилась внутри шахристана, имела общую с ним северную стену. Единственные ворота цитадели находились в южной стене. Шахристан имел трое ворот, базар примыкал к наружным стенам ворот. Это был значительный торговый город, имевший в окружности 8-9 ли, т.е. около 3,2 - 3,6 км. В арабских и персидских источниках X века (Нершахи, Макдиси) упоминается о соборной мечете «среди базаров», о четырех воротах, о том, что «часть города находится по ту сторону реки». В городе проживали тюрки, согдийцы, исповедовавшие христианство, зороастризм и буддизм, о чем говорят следы древних захоронений на некрополе Тектурмас. С IX - X вв. в городе утверждается ислам. В начале нашей эры на плодородных орошаемых рекой землях возник крупный торгово-ремесленный город Тараз. До XII века он был экономическим, культурным и политическим центром средневекового государства Караханидов. В 1220 году Тараз был завоеван ордами Чингис-хана и до основания разрушен. В конце XVIII века вблизи развалин Тараза кокандцы построили крепость. В начале XIX века, недалеко от нее, на месте древнего Тараза быстро стал развиваться город, получивший название Аулие-Ата (святой старец). Первыми поселенцами его были узбеки – выходцы из Намангана. Население города занималось ремеслом и торговлей. Здесь на весенней ярмарке происходил обмен изделий ремесленников и продукции земледелия, которым занимались оседлые жители оазиса, на продукты животноводства казахов-кочевников. 1864 году Аулие-Ата вошла в состав России и была занята русскими войсками. Через нее проходил тракт из Ташкента на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими чиновниками и военными. В русской части города было около двух десятков небольших промышленных предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, главным образом шерстомоечное и кожевенное производство. В начале XIX века здесь имелось одно городское, два приходских училища и одно русско-казахское училище. В городе было свыше 20 мечетей и 3 церкви. В 1938 году город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула Джабаева. Сегодня Тараз – крупный город, центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики. Сведения о Таразе имеются с 568 года, когда здесь у тюркского кагана Дизабула побывал византийский посол Земарх. Земарх указывает, что через реку Таласс был сооружен каменный мост. Посетивший Тараз в 30-х годах VII века китайский путешественник Сюань Цзян писал, что город этот своими размерами и чертами планировки напоминает современные ему города Средней Азии. В Таразе в центре шахских владений находилась цитадель, обнесенная стеной. Здесь проживал хозяин города и хранились товары, казна, оружие. Здесь же, начиная с VIII века, чеканилась местная монета. В самом городе размещались караван-сараи, мастерские ремесленников, лавки купцов. Наибольшего расцвета достиг Тараз в X-XII веках, о чем свидетельствует разветвленная сеть водопроводов из глиняных труб, остатки архитектурных сооружений, тротуары и мощенные улицы, многочисленные изделия искусных мастеров, найденные при раскопках. К тому же времени относится и наличие в городе бани. Баня имела внутри фресковую живопись. В черте города сохранились два мавзолея, напоминающие о древнем Таразе. Один из них - Аулие-Ата – Карахана - построен в XI веке над могилой одного из правителей династии Караханидов. Представляет собой портально-купольное сооружение. Внутри мавзолея стены сложены из кирпича караханидского времени. Сохранилось ступенчатое надгробие. Второй небольшой мавзолей XIII века – Ша-Мансур сооружен над могилой одного из наместников монгольских ханов, убитого в 1262 году. Об этом можно судить по надписи, сохранившейся на каменной плите внутри мавзолея. По сообщению арабского историка-географа Макдиси, в конце X века Тараз представлял собой большой укрепленный город, с множеством садов и большим количеством населения. Нашествие татаро-монгол в начале XIII века стало одной из причин гибели Тараза. После великих географических открытий в XIV веке древний караванный путь утратил свое былое значение и привел торговые города, стоявшие на этом пути (в том числе и Тараз) к окончательному упадку. В результате комплексных историко- архитектурных исследований в современной планировочной структуре горда были определены границы средневекового исторического ядра (шахристан и цитадель); выявлены наиболее древнейшие улицы, сохранившие первоначальную трассировку караванных путей; определены охранные зоны средневековых памятников архитектуры и археологии, памятников архитектуры конца IX - начало XX веков. Определены зоны регулирования застройки средневековых радиальных улиц - трасс караванных путей, кольцевых трасс реконструкции «длинных стен»; зоны регулирования застройки аулие-атинского периода развития. В зоны охраняемого исторического ландшафта включены каналы Капал, Туйте, Сенкебай, которые являются частью средневековой оросительной системы; роща (бывшая Васильевская); пойма р. Талас; возвышенность Тектурмас в районе зороастрийского некрополя; памятники археологии в окрестностях города; городища Бектобе, Нижний Барсхан, Жалпактобе. Однако современное состояние памятников города нельзя считать удовлетворительным. Уже за время подготовки «Свода» утрачены многие ценные памятники городской застройки конец IX - начало XX веков, состоявшие под охраной государства. В 90-е годы снесены здание банка по улице Пушкина, 33 - одно из лучших общественных сооружений города аулие-атинского периода; доходный дом (мейманхана) на улице Абая, 106, угол улицы Ленина; железнодорожная больница в привокзальном районе. Более 26 зданий кон. IX - начала XX века приватизированы частными предприятиями. Неконтролируемые переделки искажают первоначальный облик фасадов и интерьеров, вследствие чего утрачена историко-художественная ценность многих памятников: мечети Аулиеата (Кали Жунуса), жилого дома Томана (ул. Желтоксан, 11), жилого дома Суплатова (ул. Абая, 63); училища (типографии) (ул. Толе би, 18) и др. Некоторые приватизированые здания используются не по назначению: здание гимназии (ул. Толе би, 30), жилой дом (ул. Абая, 88) и др. В охранной зоне древнего некрополя Тектурмас сооружены новые объекты, нарушающие самобытность и историческую достоверность окружающей среды памятника. Современный Тараз развивается на основе градостроительных идей, заложенных в ныне действующем генеральном плане («Казгипроград», 1988, архитекторы З.Е. Гришина, Т.Ж. Карпенко). Проектом учтены памятники архитектуры и истории, выявленные к моменту составления плана. Генплан предусматривает дальнейшее, заложенное в предыдущем плане, основное направление развития города, функциональное зонирование городских территорий с выделением жилых и промышленных районов, формирование общественного центра в пределах главных магистралей, а также развитие одной из главных исторических улиц - ул. Толе би, сохраняющей значение основной планировочной оси. В настоящее время из сохранившегося историко-культурного наследия наибольший интерес представляют памятники средневековья и IX - начало XX веков : мемориальный комплекс с мавзолеями Карахана и Шамансура XI – VXIII вв.; возвышенность Тектурмас со следами древнего некрополя; остатки каменного моста XIII в. в виде быков-опор у подножия Тектурмас, на берегу реки Талас. В пределах старой части города, примыкающей к территории центрального рынка (бывшей Крепости), в кольце улиц Бектурганова и Байзак батыра сохранились фрагменты живописной дорегулярной планировки. В панораме невысокой, усадебной застройки выделяются купола и порталы сохранившихся культовых построек - мечетей Наметбая, Аулие ата, мавзолеев Карахана, Шамансура, бани Кали Жунуса. На периферии центрального рынка, западнее ул. Мирзояна, до недавнего времени были видны остатки следов крепостных валов в виде небольших оплывших бугров. Остатки следов проходили в глубине дворов домов № 1-13 по ул. Толе би, след их виден в рельефе на пересечении с ул. Абая и далее по ул. Сулейманова до ул. Желтоксан. На территории рынка обнаруженной при археологических раскопках 1930 - 60 (А.Н. Бернштам) бани X - XII вв. отмечено бетонной плитой с указанием даты памятника. Многие мечети, укрепленные комплексы размещались на пересечении караванных дорог, идущих к шахристану: мечеть Абдукадыра, усадьба Тонкерис, городище Торткуль. Сохранились фрагменты планировки кварталов кокандского периода в жилом районе Наманган-Коше. Сформировавшаяся в начале XX века рядовая застройка по ул. Бектурганова, часть застройки по ул. Толе би и Пушкина не претерпели значительных изменений. Здесь сосредоточена большая часть памятников жилой и общественной архитектуры IX - начало XX веков. Памятники архитектуры советского периода сосредоточены в основном в административно-общественном центре, сложившемся из трех,- четырехэтажной застройки 30-х, 50-х и последних десятилетий XX в., в архитектуре которой ощущается влияние традиций классицизма - ансамбль площади Достык, отдельные общественные сооружения - детская больница (ул. Пушкина, 31), культпросвет училище (ул. Пушкина, 160), школа (ул. Толе би, 34). Комплексная застройка жилого поселка суперфосфатного завода, привокзальная площадь органично вошли в современную объемно-пространственную систему города. За последние десятилетия наряду со строительством многоэтажного жилья возведены крупные общественные сооружения современной архитектуры, доминирующие в застройке центральной части города: драматический театр, 1965; Дворец культуры «Баласагун», 1980; административное здание областного акимата (архитектор Б.П. Воронин, 1981). В перспективе ул. Толе би выделяется силуэт нового Успенского собора (архитектор Т.М. Жумагалиев, 1993). Значительное место в архитектурно-художественном облике города занимают памятники, увековечившие прошлое Тараза, события периода гражданской и Великой Отечественной войн. Силуэт застройки парадно-пешеходного бульвара Победы по ул. Сулейманова обогащен сооружением ряда мемориально-архитектурных памятников: воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, М.Х. Дулати, жертвам политических репрессий и голода 30-х гг. Памятники государственным и общественным деятелям сосредоточены в основном на площадях, главных улицах и в парках: Б. Момышулы, Койкельды батыру, Т. Рыскулову, Жамбылу Жабаеву и др.

Ворота Западные - конец XX в. (архитектура), расположены со стороны западного въезда в город, по трассе Ташкент-Шымкент. Построены в 1997 г. к празднованию 2000-летнего юбилея Тараза. Архитекторы Н. Баекеев, С. Дембай, Б.Ш. Мусаев. Ворота - однопролетное сооружение с проезжей аркой стрельчатой формы. Ажурная металлическая арка-ферма установлена на высоте 13,8 м между высокими башнями, завершенными куполами. Стены башен оштукатурены, цоколь облицован полированным красным кордайским гранитом. Общая высота ворот 21,3 м. Над цокольной частью башен установлены две плиты из черного полированного гранита, на одной из них размещен текст: «Тараз - рухани байлыгымыздын алтын дингегы», на другой - текст Указа Президента Республики Казахстан о возвращении городу его древнего названия - Тараз. 
Городище Тараз - В 1867 городище обследовано П.И. Лерхом, в 1893 - 94 осмотрено В.В. Бартольдом. Раскопки впервые были произведены в 1927 (М.Е. Массон). В 1938 на шахристане и цитадели городища было заложено шесть раскопов экспедициями. Несмотря на почти полную разрушенность памятника, в результате многолетних археологических исследований, а также благодаря находкам, полученным при проведении строительных работ на территории современного города, накоплен большой материал, характеризующий различные периоды жизни древнего и средневекового Тараза. Раскопками было установлено, что средневековый Тараз состоял из цитадели, шахристана, рабада и округи. В настоящее время северная стена шахристана прослеживается на протяжении 370 м, западная - 160 м. На юге остатки городища видны на расстоянии 200 м. К северу стены шахристана примыкала цитадель. Это прямоугольный в плане бугор, стороны которого имеют в длину 175 м (север), 117 (запад), 115 (восток) и 125 (юг). Стратиграфические шурфы, заложенные на шахристане и цитадели, позволили установить основные этапы его жизни. Материалы раскопок городища Тараз хранятся в фондах Государственного Эрмитажа России, Центрального Государственного музея Казахстана, в музее ИА им. А.Х. Маргулана и Жамбылском областном историко-краеведческом музее. 
Городище Торткуль - XI начало XIII веков (археология), расположено на западной окраине города (ул. Сулейманова). Исследовалось Таразской археологической экспедицией в 1983-85. В эти же годы проводились раскопки. Квадратная в плане со стороной 80 м,ориентированная углами по сторонам света, ровная площадка окружена оплывшим валом высота 1,5 - 2 м, шириной в основании 6 метров. Юго-западная стена городища не сохранилась, юго-восточная частично разрушена. Раскопками выявлена планировка застройки городища. Для нее характерен принцип пристраивания помещений изнутри к оборонительной стене. Планировка Торткуля, состоящего из стандартных секций (жилое помещение и кладовая), расположение на трассе караванного пути и находки импортных изделий позволяют считать его остатками караван-сарая. 
Мечеть Аулие-Ата - начало XX века (архитектура), ул. Электрическая, 24. Расположена, в старой части города, вблизи исторического ядра, на пересечении с ул. Кылышбай акына. Находится в глубине просторного двора, тип «джума-Мечети», характерный для культовых сооружений среднеазиатского региона. Мечеть построена в 1913г. по заказу купца Юнусхана, неоднократно перепланировалась. В 1998г. проведена реконструкция, мечеть расширена за счет новой пристройки. Художественную ценность представляет лишь постройка 1913 г. Одноэтажный прямоугольный в плане, протяженный объем, с высоко поднятым на колоннах перекрытием, планировочно разделен на южную и северную части. Старый молитвенный зал в южной части (1913г.) представляет собой просторное помещение длиной около 21 м и шириной до 12 м, в центре глухой западной стены размещена михрабная ниша, торцы стен прорезаны высокими окнами. При одном из ремонтов восточная стена была раскрыта в сторону айвана, снаружи полностью остеклена. На всю ширину зала по обе стороны михраба на высоте 20 м устроены антресоли. Особой художественной выразительностью отличается потолок зала, выполненный в балочной конструкции с вассовым заполнением и расписанный полихромными орнаментами геометрических и растительных мотивов. Ныне айван скрыт пристройкой входной части, увенчанной куполом. Северная часть (пристройка 1973г.) представляла собой остекленный айван с многочисленными колоннами. 


Памятник воинам-жамбылцам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны - 1941-1945гг., расположен в центре города, по ул. Сулейманова на бульваре Победы. Сооружен, в 1970 году к 25-й годовщине Победы над фашизмом. Скульптор С. Момышев, художник Т. Кушербаев; архитекторы Э. Жалмухамедов, С. Дембай. Выполнен в традициях советского монументального искусства 1970 - 1980-х, активно использующих синтез архитектуры и скульптуры. Служит композиционным акцентом в застройке бульвара. Монументальная вертикаль стелы высотой 15 м, установленная на прямоугольном в плане стилобате, выполнена из бетона и облицована красным кордайским гранитом. Перед стелой - пять гранитных тумб, символизирующих военные годы. На фасаде стелы вмонтирован барельеф, в верхней части памятника рельефные цифры «1941-1945». На барельефе (0,4 х 0,6 м; 2 х 2 м) изображение сцен проводов солдат на войну. Композиция решена на контрасте масштабов фигур переднего и дальнего планов. Скульптурные элементы выполнены в технике выколотки по меди. 
Памятник Жамбылу Жабаеу - площадь имени Жамбыла. Установлен, в 1961г. к 115-летию со дня рождения акына. Скульптор X . Наурызбаев, архитектор В. Сошенко. Казахский народный акын, уроженец Жамбылской области (1846 - 1945), один из крупнейших представителей устного народного творчества. До Октябрьской революции выступал с песнями обличительного характера; излюбленный вид творчества - айтыс. Автор патриотических стихов и ряда героических поэм о батырах - народных заступниках, выражающих думы и чаяния своего народа. Обращение Жамбыла к героическим защитникам осажденного Ленинграда «Ленинградцы, дети мои!» - одно из лучших произведений многонациональной советской литературы военных лет. Лауреат республиканского айтыса 1934 г., Алма-Ата; Государственная Премия СССР, 1941г. Награжден, орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Бронзовая фигура на высоком гранитном постаменте решена лаконично Жамбыл изображен в длиннополом чапане и мехово шапке, с домброй в руке. На лицевой стороне постамента высечена надпись: «Джамбул Джабаев. 1846-1945», в нижней части - рельефное изображение поднимающегося из-за гор солнца. Высота фигуры 4 м, постамента - 4,3 м. Территория вокруг памятника благоустроена. 
Памятник Мухаммеду Хайдар Дулати -расположен в центре города, перед зданием Таразского госудаственного университета имени М.Х. Дулати. Фасадом обращен, к бульвару Победы, доминирует в окружающей архитектурно-пространственной среде, хорошо обозрим с бульвара Победы, органично вписывается в окружающее пространство с перепадами рельефа. Сооружен в 1998 г. к 500-летию со дня рождения М.Х. Дулати (1498-1551). Руководитель проекта В.К. Бишимбаев, скульпторы Д. Альдеков, Н. Рустемов, архитектор О. Ауэзов. М.Х. Дулати - государственный деятель, ученый и дипломат, автор известного исторического труда «Тарих и Рашиди», одного из основных первоисточников по средневековой истории Центральной Азии и Казахстана. Композиция памятника решена в строгих классических традициях - фигура Дулати, установленная на высоком постаменте, изображена в движении и четко вырисовывается на фоне здания университета. Скульптура выполнена в технике выколотки по меди, высотой 3 м. Постамент (высота 3 м) облицован плиткой из красного полированного гранита. На лицевой стороне постамента надпись: «Видный ученый-историк Мухаммед Хайдар Дулати, 1498 - 1551годы». Под основанием постамента заложена капсула с землей, привезенной из города Сринагара, из местности, где похоронен Дулати (Индия, провинция Кашмир). Об этом сообщает надпись на казахском языке на плите в подножии памятника.

Промышленность
Наличие в близлежащих горах Каратау фосфоритных руд предопределило развитие в регионе фосфорной индустрии. В городе было построено сразу три завода: Джамбулский суперфосфатный завод, ДПО «Химпром» и Новоджамбулский фосфорный завод (НДФЗ). Все они подчинялись Минхимпрому в Москве. Развал СССР разрушил все производственные связи и привёл эти предприятия к глубокому кризису. В городе началась безработица.

Однако в последнее время все мощности практически восстановлены. Суперфосфатный завод, входящий в систему «Казфосфат», выпустил в 2007 году 80 000 тонн аммофоса, НДФЗ (тоже «Казфосфат») произвел по 40 000 тонн желтого фосфора, термической фосфорной кислоты и триполифосфата натрия (ТПФН). Бывший ДПО «Химпром» успешно переориентирован на выпуск ферромарганцевых окатышей. Занятость в регионе достигла своего пика.




Категория: Города Казахстана | Добавил: ALEKCHER (23.11.2009)
Просмотров: 9632 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 4
4  
Summerinaskinalk

3  
Although these fun baby toys are designed for babies, parent’s supervision is still the best. Hannah Montana is the ultimate show at the moment and all teenagers are watching it with passion. Even older kids may need to be reminded of the purpose of advertising.

1  
подскажите пожалуйста как далеко расположен Тараз от Ташкента?

2  
Около 300 км.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Рок-группа "Зеркало"

  • РАДИО " NS"

    ТЕНГРИ FM

    Радио "Астана"

    Қазақ радиосы
    Города Казахстана © Астана 2009-2010