Города и области Казахстана
Понедельник, 25.09.2017, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Культура областей [14]Города Казахстана [15]
Административные центры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Города Казахстана

Павлодар

          

Павлода́р — (каз. Павлодар) город в северо-восточном Казахстане, в 450 км к северо-востоку от столицы страны города Астана, и в 405 км к юго-востоку от российского города Омск на реке Иртыш, административный центр Павлодарской области. Население области ~729512 жителей.
В городе находится нефтеперерабатывающий, алюминиевый, электролизный, металлургический, машиностроительный и тракторный заводы.

История

Форпост
Павлодар ведёт свою историю с 1720 года, когда в ряду военных крепостей и форпостов России на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере. Располагался он примерно в районе нынешней городской спасательной станции и завода «Октябрь». По сохранившимся документам, форпост имел форму квадрата 50 на 50 метров, был обнесен высоким бревенчатым частоколом, по углам имел бастионы с артиллерийскими батареями. Во внутренней части располагались казармы, снаружи — конюшни и баня. Весь гарнизон форпоста имел 48 человек.

Спустя 25 лет форпост несколько расширил свои границы, был увеличен гарнизон, появились дополнительные постройки для казаков, назначавшихся на соледобычу. Еще спустя два десятка лет было получено разрешение отставным драгунам и солдатам селиться на свободных местах. Здесь же разрешили селиться подрядчикам и чиновникам соляного ведомства. В Павлодарском историко-краеведческом музее имеется любопытный документ — план Коряковского форпоста в 1765 году. Кроме казарм, канцелярии, офицерских покоев и порохового погреба внутри самого укрепления, снаружи обозначены конюшни, сараи для обоза, соляной амбар, два провиантских магазина. На окраине своеобразного поселка рядом с таможней — кабак. На берегу Иртыша — бани. Знаменитый путешественник П. Палпас оставил нам описание форпоста, относящееся к 1770 году: Сей форпост всех прочих по Иртышу многолюднее и имеет лучшие там строения. Комиссар соляного ведомства и подрядчик поставки соли живут здесь в изрядных домах, выстроены обширные слободы, разделенные «на улицы» 


Поселок, заштатный город
В течение второй половины XVIII-го века иртышское укрепление теряло свое военно-стратегическое значение. Крепости и форпосты становились обычными селами и станицами, в которых появились женщины, дети. Коряковский форпост становится одним из центров соледобычи в Сибири. В 1838 году он был преобразован в станицу Коряковскую, и из Ямышева сюда были переведены казачья школа (старожилы-павлодарцы помнят это здание по ул. Ленина, бывшая школа № 1) и полковой лазарет.

К этому времени станица разрастается от первоначального форпоста в сторону речного вокзала. Выгодное положение станицы, расположенной на берегу большой судоходной реки, соседство с округами, где развивались разработки свинца, меди, серебра, перекрестье торговых путей с кочевой степью — все эти обстоятельства были очень выгодными для экономического развития станицы. Именно купеческое сословие, все более увеличивавшееся численно, с середины XIX-го века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, но хозяевами.

Наконец, 4(16) апреля 1861 года Коряков получает статус «заштатного города с наименованием оного Павлодар, в честь новорожденного Великого князя Павла Александровича». Немногим позднее город становится уездным центром Семипалатинской области.

Первая половина XIX века
Рождается генеральный план застройки города — копия его также есть в музее. В плане четко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство, в основном, предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок № 1 — нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр. Описание этого места, относящееся к 1865 году: Пять улиц обстроены по большей части ветхими домами (казачья часть), между которыми изредка выглядывают дома весьма приличной наружности. Новый город еще только отстраивается. Площадь, на которой помещена деревянная церковь[3], а за нею лавки, гостиный ряд — вот и весь Павлодар 


Но уже начинают вовсю разворачиваться купцы, в основном русские и татарские. Нынешний драмтеатр отстроен на основе двух купеческих домов — Баландина (ближе к кафе) и Сурикова (угол Ленина и Луначарского). Напротив, через улицу Ленина — здание одного из павлодарских банков, глубже (Ленина, 153) — дом купца Охапкина. Начинают отстраиваться торговые ряды из кирпича, закладывается торговый дом Дерова (ныне музей), почтово-телеграфная контора и еще много зданий — кирпичных и деревянных, купеческих домов, магазинов, учебных заведений, церквей. Уже в 1900 году Н. Коншин в своих «Путевых набросках» писал[4]: Несколько улиц с деревянными домишками, среди которых каменное здание тюрьмы выглядело настоящим дворцом, — таким был Павлодар всего 10 лет назад. Но за последние 10 лет город очень разросся, отстроился, и теперь Павлодар один из лучших городов в Семипалатинской области с блестящим будущим, как уверены сами павлодарцы 


Статистика отмечала, что в 1904 году в городе было 33 улицы и переулка[4]. Водоснабжение из колодцев и Иртыша, вывозка нечистот производится в бочках. Благоустройства в городе совершенно нет: отсутствуют мощеные улицы, тротуары, электроосвещение на улицах, транспорт. Из промышленных предприятий — 10 фабрик и заводов кустарного типа, ремесленники, одна скотобойня 

А уже в 1910 году: тротуаров — 0,3 версты, 45 керосиновых фонарей, летом — 120 извозчиков, зимой — 135 

И, наконец, знаменитая «Азиатская Россия» в 1914 году констатирует[4]: Из уездных городов Семипалатинской области нужно также особо упомянуть Павлодар. В смысле благоустройства быстро прогрессирует. Уже вовсю по Иртышу ходят пароходы, ветряные мельницы фабриканты Герцен и Тиссен заменили паровыми, уже от угольных шахт Экибастуза проложена железная дорога к Иртышу. Нарастают купеческие капиталы. Татарин Ф. Рамазанов выстроил мечеть, А. Деров заложил на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстроен деревянный цирк-шапито 


Смена общественно-экономической формации в стране в октябре 1917 года какого-либо резкого изменения в архитектурный облик города не внесла. Правда, в районе Затона появляется городок судостроителей с клубом им. Куйбышева и школой № 13. В 20-х же годах строится новое деревянное здание для предполагаемого железнодорожного вокзала в районе нынешнего локомотивного депо. Само по себе оно представляло интереснейший образчик деревянного зодчества, пережило социализм и перестройку, но в эпоху «дикого капитализма» 1990-x, попав в частные руки, сгорело. В 30-е годы были порушены все павлодарские церкви, минарет на мечети. Из кирпича бывшего Троицкого собора был выстроен шестнадцатиквартирный дом — «шишка». Правда, уцелел недостроенный Владимирский собор, который пытались взорвать позже, в середине 70-х годовего разобрали отбойными молотками. Он помешал реконструкции завода «Октябрь», который в 1942 году был эвакуирован в Павлодар из Краснодара.

Освоение целины
Свое «второе дыхание» город получил в целинные годы. Начало нового мощного строительства было связано с решением строить здесь комбайновый и алюминиевый заводы. В начале января 1955 года начали прибывать в Павлодар первые механизированные колонны строителей. Для управленческих служб и сотрудников с семьями строились щитосборные дома, открывались новые магазины и столовые, бытовые точки. Так на северной окраине города вырастал временный городок, который стали называть Административным.

Начинается строительство строй-базы ТЭЦ-2 и производственных корпусов заводов. На месте нынешнего трамвайного управления установили 28 железнодорожных вагонов с чугунными печками, от вагона к вагону перебросили мостки — здесь начал работу штаб громадной стройки. В городе начинается строительство сетей городского водопровода и канализации. Одновременно решаются вопросы электроснабжения. Один из строителей-целинников И. Большаков оставил интересные воспоминания о Павлодаре тех лет [4]: Вспоминается, как майским утром 1955 года мы вышли из вагона московского поезда на станции Павлодар. Вокзал располагался в то время в ветхом здании в районе теперешнего автовокзала. Автобусного сообщения в городе не было, и нам пришлось ехать в гостиницу на ломовой телеге. Город был неблагоустроенный. От здания вокзала влево простиралась бескрайняя степь, а справа виднелись приземистые очертания мазанок с плоскими крышами. Над ними как маяк возвышался единственный «небоскреб» — трехэтажное здание, сохранившееся до сих пор под названием «шестнадцати-квартирный дом». В гостинице (в современном Павлодаре — здание филармонии) смыв с себя дорожную грязь, мы решили осмотреть город и набережную Иртыша. Побродив по пыльным улицам, мы вынесли крайне неприятное впечатление. Город был мало озеленен, отсутствовали мощеные улицы и тротуары, плохо было с наружным освещением, не видно было колонок городского водоснабжения <…> с высокого обрывистого берега Иртыша открывался прекрасный вид на зеленую пойму левобережья. Внизу у берега вручную разгружались баржи и пароходы. Тут же по колено в воде стояла лошадь, запряженная в телегу с бочкой. Пожилой казах, стоя на телеге, ведром на длинном шесте, не торопясь, наполнял бочку речной водой, которую потом развозил для населения за плату 


Одновременно со строительством промышленных объектов началось и строительство жилья для будущих рабочих заводов. В мае 1955 года в торжественной обстановке экскаватор вынул первый ковш из котлована будущего пятиэтажного дома под номером один по ул. 1-го Мая. С 1956 года население Павлодара стало интенсивно нарастать. Со всех концов Союза ехали опытные специалисты, приезжали по распределению и молодые, только что окончившие вузы. Чтобы как-то решить проблему острого недостатка жилья, начинается интенсивное строительство частного поселка в восточной части города — «Второй Павлодар». Дирекция комбайнового завода принимает решение форсировать строительство жилого массива по улице Куйбышева — «старые пятиэтажки», как их сейчас называют горожане[4]. Одновременно строится детский сад, ясли. Уже в декабре 1956 года госкомиссия приняла в эксплуатацию первые три пятиэтажки по ул. 1-го Мая. Начинается строительство двухэтажного магазина — «двадцать пятого», кинотеатра «Октябрь», школы № 3, в которой позднее разместился пединститут.

Дальнейшее развитие города
Союзным планом создания промышленного энергетического района предусматривалось размещение в Павлодаре целого ряда крупных промышленных объектов: комбайнового, алюминиевого, нефтеперерабатывающего заводов, химкомбината и заводов стройиндустрии.

Население города предполагалось в пределах 230 тыс. человек. И генплан застройки города, разработанный институтом «Ленгипрогор», был утвержден в 1957 году. В 1968 году его скорректировали с учетом новых обстоятельств, и уже расчетное население определялось в 380 тыс. человек. В городе появляется новая гостиница «Север», больничный городок (в настоящее время — II городская больница), строительный техникум, заложен городской сад, строится гостиница «Казахстан», здание обкома партии. С организацией в Целинограде головного проектного института «Целинпроект» в городе образовывается его филиал, и коллектив этого филиала разрабатывает проекты зданий телецентра со 180-метровой башней, туберкулёзного диспансера, новый корпус педагогического училища, административное здание индустриального института, первого в Павлодаре микрорайона в границах улиц Куйбышева (Торайгырова), Кутузова, Лермонтова и Короленко. В 1969 году организовывается институт «Казсевсельпроект», сотрудники которого продолжали работу над архитектурным оформлением города.

Местные архивы документов позволяют назвать и точную дату первого субботника — в 1966 году дирекция комбайнового завода и горком партии организовали общественные работы по посадке деревьев в Первомайском сквере, где раньше был выгон для частновладельческого скота. К тому же времени относится и начало работ по благоустройству обрывистого берега Иртыша в начале ул. 40 лет ВЛКСМ (Исиналиева).

"Благодаря мощной механизации и дружному труду всех участников, берег реки за несколько часов стал неузнаваемым. Была проведена планировка территории и откосов, посыпан песком участок пляжа, проложены пешеходные дорожки, построена на берегу бетонная балюстрада, установлены опоры наружного освещения и постаменты для скульптур"

— вспоминает один из участников этого события.

В то же время началось строительство первого в городе стадиона по ул. Толстого, начатая по инициативе первого секретаря горкома партии В. Крамынина. Работы по благоустройству города велись за счет новых заводов: комбайновый замостил улицы и тротуары по улице Мира, Куйбышева, 1 Мая, Дзержинского и подъездные дороги к заводу, алюминиевый завод выполнил работы по ул. Свердлова (Ломова) и подъездную дорогу к ТЭЦ-1. С этого же времени открыто регулярное движение автобусов, связавших крупные стройки с городом. Начинается строительство и в 1965 году — вводится в строй первый участок трамвайной линии. За счет заводов идет реконструкция всего павлодарского железнодорожного узла.

Промышленность
- Павлодарский алюминиевый завод.
- Казахстанский электролизный завод (АО «КЭЗ»).
- Павлодарский тракторный завод
- Павлодарский нефтехимический завод
- Павлодарский картонно-рубероидный завод

Культура

Образование и наука
В настоящее время на территории города размещаются:
2 университета, 8 институтов; 
43 общеобразовательных школы;
2 театра;


Павлодарский театр драмы имени А. П. Чехова;
17 библиотек;
Краеведческий музей, музей современного искусства;
Филиал и клиническая база СГМА.

Музыка
В настоящее время город переживает бум своего развития, что выражается в растущем разнообразии городских событий. В городе существуют несколько ночных клубов, проводятся фестивали. На городском пляже, благоустроенном в начале 2000-х годов, проходят концерты представителей казахстанской и российской эстрады. В музеях города постояннно проходят выставки и акции, представляющие художественный интерес.

Сообщество жителей города, предпочитающих тяжелую музыку, также достаточно велико, чтобы оставаться незамеченными. В городе существуют несколько местных музыкальных групп, исполняющих рок- и металлическую музыку, общее число таковых насчитывается около десяти. Регулярно проходят музыкальные мероприятия соответствующего характера.

Спорт
Традиционный интерес проявляют павлодарцы к футболу. Футбольная команда «Иртыш», пятикратный чемпион Казахстана, чьим домашним стадионом является Центральный стадион города, в 2008 году заняла 3-е место в Казахстанской Суперлиге, полуфиналист Лиги Азиатских чемпионов (2001 г.), является участником престижных международных розыгрышей — Лиги чемпионов УЕФА и Кубке Интертото, являясь самой титулованной командой современного Казахстана по количеству медалей, собранных за время существования Премьер-лиги.

В Павлодаре существует ледовая арена «Астана», однако, по состоянию на сегодня, в городе не существует хоккейной команды. По сообщению местных СМИ, в августе 2008 года аким области уничтожил местнй хоккей, заявив о том, что хоккейная команда «Иртыш» не будет участвовать в розыгрыше КХЛ[. Решение было принято на заседании руководства области. В конце мая 2008 года на заседании исполнительного комитета Федерации хоккея России павлодарский «Иртыш» был принят в состав участников высшей лиги. Однако за месяц до начала сезона команду поставили перед фактом, что в чемпионате России выступать она не будет. Причем такое решение приняли на местном уровне, мотивировав свой отказ отсутствием денег; при этом современный стадион для проведения хоккейных матчей самого высокого уровня был построен и в настоящее время пустует.

Достаточно высокий уровень занимает в городе такой вид спорта, как шахматы. В городе действует Федерация шахмат города Павлодара, проходят многочисленные соревнования, кубки, турниры — такие, например, как «Павлодар Open 2007», Кубок павлодарской области по быстрым шахматам, в которых участвуют резиденты федерации и клубов Павлодара, жители Павлодара — мастера ФИДЕ, международные мастера по шахматам и гроссмейстеры международного класса — Ринат Жумабаев, Юрий Никитин, Владимир Гребенщиков, Елена Анкудинова и другие спортсмены.

До конца 1990-х годов в областном центре активно проводились профессиональные авто- и мотогонки (ралли, автокросс, зимние трековые гонки, картинг, мотокросс), а с 1997 года любительские автогонки (ралли, фигурное вождение). Павлодарские гонщики всегда являлись одними из быстрейших в Казахстане. В 2007 году состоялось возрождение профессиональной автогоночной команды города.

Павлодар является родиной профессионального спортсмена Николая Кульпина, который в 1992 году вошел в состав сборной СНГ по боксу на Олимпийских играх. Также Павлодар был местом его первого серьезного боя — в 1992 году Николай выиграл у Виктора Алдошина.

Слушать песню "В Павлодаре":








Категория: Города Казахстана | Добавил: ALEKCHER (29.11.2009)
Просмотров: 4970 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Рок-группа "Зеркало"

  • РАДИО " NS"

    ТЕНГРИ FM

    Радио "Астана"

    Қазақ радиосы
    Города Казахстана © Астана 2009-2010